вторник, 25 марта 2014 г.

Шантарам (Грегори Робертс)

Привет всем! Первое, что хочется сделать это выдохнуть и сказать "Да! Я сделала это! Я наконец-то дочитала эту толстенную книгу." (860 листов мелкого шрифта) :)
Краткая аннотация к книге (из инета)
Эта преломленная в художественной форме исповедь человека, который сумел выбраться из бездны и уцелеть, протаранила все списки бестселлеров и заслужила восторженные сравнения с произведениями лучших писателей нового времени, от Мелвилла до Хемингуэя. Подобно автору, герой этого романа много лет скрывался от закона. Лишенный после развода с женой родительских прав, он пристрастился к наркотикам, совершил ряд ограблений и был приговорен австралийским судом к девятнадцати годам заключения. Бежав на второй год из тюрьмы строгого режима, он добрался до Бомбея, где был фальшивомонетчиком и контрабандистом, торговал оружием и участвовал в разборках индийской мафии, а также нашел свою настоящую любовь, чтобы вновь потерять ее, чтобы снова найти...

Роман вышел в Австралии в 2003 году, отчасти книга биографическая. Планируется снять фильм по книге, продюсером которого станет Джонни Депп.


Теперь мои впечатления. Книга безусловно очень интересная, автор довольно подробно описывает несколько лет из своей жизни (иногда даже через чур подробно, но об этом ниже), но благодаря этому я увидела жизнь чужими глазами и взглянула на неё под другим углом. 
На мой взгляд книга больше понравится мужчинам, чем женщинам. 


Несколько фактов из биографии автора.
 В результате расторжения брака и последующей потери опеки над своей юной дочерью Робертс приобрел героиновую зависимость. За выбранный способ обеспечивать себя наркотиками Робертс получил прозвище «Джентльмен Преступник». Совершая свои ограбления в пиджаке, брюках и жилете, он всегда говорил «пожалуйста» и «спасибо» тем, кого грабил.
В 1978 году был приговорён к заключению сроком на 19 лет за серию вооруженных ограблений отделений строительного кооператива, кредитных организаций и магазинов, проделанных с игрушечным пистолетом.
В 1980 совершил побег из тюрьмы строгого режима. После краткого перелета через Новую Зеландию жил в Бомбее в течение 10 лет, где связался с местной мафией. В 1990 Робертс был взят под стражу при незаконном ввозе героина во Франкфурт. Впоследствии был экстрадирован в Австралию и провел более 6 лет в тюрьме, 2 года из которых — в одиночной камере. По словам Робертса, он в очередной раз совершил побег из тюрьмы, но затем передумал и тайно вернулся обратно под тюремное заключение. Его намерениями стало отбыть полностью остаток своего наказания с целью снова воссоединиться с семьей.
Робертс сменил несколько стран проживания: Австралия (Мельбурн), Германия, Франция. В итоге вернулся в Индию (Мумбаи — бывший Бомбей), где он основал благотворительный фонд помощи и ухода за бедными. Робертс наладил свои отношения с дочерью и был принят на работу в благотворительный фонд «Надежда для Индии» президентом этого фонда (Francoise Sturdza).
В 2009 году Робертс был назван постоянным представителем фонда Zeitz Foundation, цель которого — сохранение и улучшение целостности экосистем, чистой воды, почвы и воздуха.

Т.е. почти всё, о чём написано в книге это правда. Начала читать этот роман ещё до нового года, местами читала в захлёб, местами шло очень трудно, откладывала, отвлекалась на другие книги.
В книге очень много всего, о трущобах, о прокаженных, о простых людях, о мафии, о тюрьме, о ломке после наркотиков (какого это, сколько времени займёт и что чувствует человек при этом -всё в подробностях) , про войну в Афганистане и т.д. и т.п. Есть много всего, что мне НЕ понравилось, в частности это война. Русские конечно же показаны, как захватчики и звери испытывающие на мирных жителях новые виды орудий , но и про роль Америки в этой войне сказано в открытую.

Главный герой себя очень любит , потому что пишет он про себя красиво, этакий мастер на все руки. Он и доктор ( хотя в молодости прослушал только курс оказания первой помощи , но это не помешало ему делать переливание своей крови раненым маджахедам по  литру в день... :) в антисанитарных условиях.)  он же спас трущобы во время холеры и лечил всех подряд, он верный друг, он же красавчик в которого влюбляются девушки, он же полиглот (изучил маратхи за довольно короткий срок) и много всего другого, в общем он же Гоша , он же Жора. Но если оставить голые факты то он - наркоман, грабитель, преступник сбежавший из тюрьмы, посредник между иностранцами и наркоторговцами и т.д.

Очень интересно было читать про жизнь в трущобах, поискала в интеренете картинки. Жесть..





Выше я писала "про подробные описания" если вы относите себя к слабонервным, то лучше вам пропустить этот абзац. Конечно я понимаю, что это "правда жизни" , но как-то жутковато читать подробные описания про издевательства в тюрьме, как там ломали руки его знакомого, про купание в воде в которой были черви... бррр.. . Про прокаженных, в подробностях описано у кого какой части тела не хватает, не только тела, но и какой части лица  - носа или губ, и как всё это выглядит . Про войну, все адекватные люди понимают, что война это страшно, но на сколько это страшно я осознала читая этот роман.
Жуткая цитата из книги " У него было вырвано мясо вдоль всей спины, одежда горела, обжигая голое вывороченное мясо. Отчётливо были видны тазовая кость и лопатка: они двигались в открытой ране, пока он полз". И там подобных описаний довольно много.

Ещё казались странными некоторые выражения. То ли дело в переводе, то ли это какая-то тонкая философия, которой я не поняла. 
Например
" Они словно канарейки  в угольных шахтах наших сердец. Если мы перестаем их жалеть, они подводят нас и мы попадает в беду"
или
"Мои губы расправили скрученный лист её сердца" и подобных высказываний в книге тоже много. :)
А вот как выглядит сам автор,  "гора" как его все называли. Читая книгу я представляла его совсем иначе, этаким крутым и брутальным парнем, а на деле вот он. :)

В общем несмотря на негатив, как бы странно это не звучало, книга мне понравилась. :)

 ps. Спасибо, что дочитали до конца! :)

15 комментариев:

  1. Спасибо за отзыв. Как раз сейчас думаю читать или нет эту книгу.
    Про трущобы читала задолго до выхода фильм "Миллионер из трущоб" -Лесли Форбс "Лед Бомбея". Книга давалась тяжело и после нее нет пока желания посетить Индию, хотя раньше это была мечта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даже не знаю, что посоветовать. Эта книга тоже не очень -то легко читается, но если есть возможность, наверное стоит прочитать. Я не жалею, что прочитала её, хотя в процессе несколько раз порывалась закрыть и убрать её.

      Удалить
  2. Ой, а я в прошлом году читала, но так до конца и не осилила... вроде и интересно, но очень тяжело... очередной раз расплакалась когда погиб Прабакер, и закрыла книгу... может когда-то вернусь к прочтению

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, жалко Прабакера.. я ему очень симпатизировала и ещё один мой любимчик в книге был Дидье, но хоть он жив остался. :) И опять же, это подробнейшее описание, как выглядело лицо Прабакера после аварии...аж мурашки.

      Удалить
  3. Про лист сердца не скажу, а канарейки - вполне обычный персонаж всевозможных шахт. Насколько я помню, птица позволяла заранее узнать о всевозможных технических неприятностях, вроде опасных газах

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Теперь стало понятно откуда в шахтах канарейки. )

      Удалить
  4. Кристина, спасибо за интересный отзыв! Книга заинтересовала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь и книга понравится. Моему свёкру она очень понравилась, он сказал, что книга великолепная! )

      Удалить
  5. Кристина, спасибо за твои впечатления об этой книге. А мне муж скачал её в электронном виде и я пыталась начинать читать Шантарам уже раз пятнадцать, но засыпаю в начале, хоть убей!!! Пока отложила её до лучших времён, а может быть дело в том, что я больше люблю держать настоящую книгу в руках, а электронную не воспринимаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Начало и правда немного нудное. Я же говорю,что местами, то не могла оторваться, то откладывала на несколько недель и отвлекалась на что-то другое, и снова читала, и снова откладывала.

      Удалить
  6. Кристина ты герой!!
    я так и не осилила, даже половину...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это спасибо моей привычке дочитать книгу , даже если она не нравится. Вот бы и вышивальные процессы все скорей закончить. :)

      Удалить
  7. я ее прочитала еще прошлым летом
    средненько, честно говоря, т.е. никаких особых эмоций она не вызвала
    и кроме "трудностей перевода" отметила бы отсутствие финала, т.е. мы долго лезли-лезли в гору, а потом сразу бац и уже внизу:-)
    а вот что на самом деле понравилось из автобиографической прозы, так это Агата Кристи "Расскажи мне, как живешь" (еще свежи впечатления - только что прочитано, но советую-советую)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, возьму на заметку! :)

      Удалить
    2. Спасибо огромное за рекомендацию Кристи "Расскажи мне, как живешь", как раз сейчас дочитываю. Очень -очень нравится!!! :)

      Удалить

Спасибо, что заглянули ко мне в гости! :) Я очень рада вашим комментариям! Со мной можно на "ты". )